Связность источников права лекарственного обеспечения
Здесь уместно отметить, что общая конструкция права лекарственного обеспечения выглядит следующим образом:
-
международные нормы права на медицинскую помощь, включая лекарственное обеспечение;
-
конституционная норма права на бесплатную медицинскую помощь, включая лекарственную, в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 41 Конституции РФ);
-
Базовая программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
-
стандарты медицинской помощи, а в случае отсутствия таковых — решение врачебной комиссии;
-
различные перечни и льготы.
При этом:
- Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ № 323);
- Стандартмедицинской помощи ... включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: … зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз)... (там же).
- Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а так же стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ №323).
- Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков... (п.4 ст.35 ФЗ № 326).
- Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств... (п.6 ст. 35 ФЗ № 326).
Указанная конструкция, таким образом, дает право каждому на бесплатное лекарство. Избыточность наличия перечней и льгот, когда согласно стандартам и врачебным комиссиям лекарства являются бесплатными, лишь порождает иллюзию того, что то, что не входит в перечни, нельзя получить бесплатно. В действительности, это не так. И более подробно обо всем этом уже в правовой оболочке смотрите дальше.